04 Августа 2016
Создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)
Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) - это экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития», где ключевыми принципами являются кардинальное дерегулирование и масштабное налоговое стимулирование.
ТОСЭР является частью территории субъекта России, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития, создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения, и создаётся по решению Правительства Российской Федерации на основании заявки, сформированной монопрофильным муниципальным образованием и согласованной с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Финансирование создания инфраструктуры ТОСЭР осуществляется за счет средств бюджетов федерального, регионального и местного уровней, а также внебюджетных источников.
Соответствующий статус ТОСЭР моногород может получить на 10 лет с возможностью продлить его еще на 5 лет.
В соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития» резидентами ТОСЭР в моногородах могут стать коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций, в том числе кредитных, страховых и профессиональных участников рынка ценных бумаг), зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории моногорода и не являющиеся градообразующей организацией моногорода или ее дочерней организацией, заключившие соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР и включенные в реестр резидентов ТОСЭР.
Резидентам ТОСЭР в моногородах предоставляются налоговые льготы, льготные тарифы страховых взносов в негосударственные внебюджетные фонды, облегченный порядок проведения государственного и муниципального контроля.
На территории ТОСЭР:
в соответствии со статьей 284.4 Налогового Кодекса РФ стандартные налоговые льготы по налогу на прибыль в федеральной части полностью обнуляются, в региональной части – не выше 5% в течении первых пяти лет и не ниже 10% в течении последующих пяти налоговых периодов;
действует снижение тарифа по страховым взносам в четыре раза в течении 10 лет, то есть если базовая величина – 30%, то для резидентов ТОСЭР – 7,6%, в том числе 6% в Пенсионный фонд Российской Федерации, 1,5% в Фонд социального страхования Российской Федерации, 0,1% в Фонд обязательного медицинского страхования;
действует льготный коэффициент при расчете налога на добычу полезных ископаемых в течении 10 лет:
0 – до начала применения резидентом льготной налоговой ставки по налогу на прибыль (в течение 2 лет);
0,2 – первые два года;
0,4 – третий и четвертый год;
0,6 – пятый, шестой год и так далее в течение 10 лет;
кроме того, Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ предусмотрена возможность освобождения от уплаты регионального налога на имущество организации (сроки определяются регионом в рамках норм налогового законодательства) и местного земельного налога (сроки определяются муниципалитетом в рамках норм налогового законодательства).
На территории Брянской области существует 10 моногородов, классифицируемых по 3 категориям социально-экономического положения:
категория 1 - моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций) к которым относятся пгт. Белая Берёзка Трубчевского района; пгт. Бытошь, Ивот, Любохна Дятьковского района;
категория 2 – моногорода в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения: Сураж, Фокино;
категория 3 – моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией: Карачев, Клинцы, Погар, Сельцо.
Ранее Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ была определена возможность создания ТОСЭР только в моногородах 1 категории. В связи с принятием Государственной Думой Российской Федерации Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", в котором определены особенности создания ТОСЭР на территориях монопрофильных муниципальных образований, создание данных территорий стало возможным также в моногородах 2 и 3 категорий.
Согласно данному Федеральному закону Правительство РФ будет принимать решение о создании ТОСЭР в моногородах на основании критериев, которые также определяет Правительство. Критерии должны содержать обоснование целесообразности создания ТОСЭР с учетом действующих льготных режимов. Такие ТОСЭР могут создаваться с начала 2017 года.
В настоящее время департаментом экономического развития Брянской области и ГБУ «Агентство по сопровождению инвестиционных проектов» проводится работа по подготовке к созданию ТОСЭР в перечисленных моногородах Брянской области.
Предлагаем руководствам перечисленных моногородов приступить к созданию ТОСЭР. Представителям бизнеса рассмотреть возможность принять участие в ТОСЭР в качестве резидента.
Кроме того поддержка НКО «Фонд развития моногородов», которая до сих пор предусматривалась исключительно для моногородов 1 категории, постановлением Правительства РФ от 17.06.2016 № 549 распространена на все категории моногородов.
Обсудить возникающие вопросы вы можете с:
Департамент экономического развития Брянской области
241002, г. Брянск, пр-т Ленина, д.33
Директор: Лысенко Сергей Викторович
приемная: 8 (4832) 74-20-25, факс: 74-35-06
Врио заместителя директора (по вопросам инвестиционной деятельности): Смольская Елена Михайловна
тел.: 8 (4832) 66-53-98
e-mail: info@econom.brk.ru
www.econom32.ru
Государственное бюджетное учреждение «Агентство по сопровождению
инвестиционных проектов»
241050, г. Брянск, ул. Фокина, 31
Врио директора: Солуянов Дмитрий Геннадьевич
тел.: 8 (4832) 74-58-55, факс: 74-07-26
e-mail: agencyinvest@gmail.com
www.invest32.ru
Подробнее
|